Чему обучают ребёнка в детском саду
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федеральной образовательной программы дошкольного образования Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и оформлена в виде ссылок на ФОП ДО. В соответствии с ФГОС ДО она составляет не менее 60% от общего объема Программы.
Содержание и планируемые результаты Программы соответствуют содержанию и планируемым результатам Федеральной образовательной программы.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от общего объема Программы, она представлена в Программе курсивом.
- Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный и дополнительный раздел – краткую презентацию, согласно ФГОС ДО.
В целевом разделе представлены цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольных возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы: особенностей образовательной деятельности развных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционноразвивающей работы (КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в нашем дошкольном учреждении – это дети с тяжелыми нарушениями речи (далее -ТНР) и детей – инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит федеральная рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание психологопедагогических и кадровых условий реализации Программы; организации 5 развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) в ДОО, материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Программа была составлена с учетом права выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива ДОО и других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.
Реализация Программы, направленной на обучение и воспитание, предполагает их интеграцию в едином образовательном пространстве, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учетом принципов ДО, зафиксированных во ФГОС ДО. При соблюдении требований к реализации Программ и создании единой образовательной среды создается основа для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Программа) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1022
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. № 28;
- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Иркутска детского сада № 169
- Лицензия Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Иркутска детского сада № 169, № 1023801753216 от 05.11.2015 г. 1.2.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлыми нарушениями речи) 4-8 лет (далее Программа) обеспечивает образовательную деятельность в группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, где она обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (от 4 до 8 лет) с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. На основе ФГОС ДО и ФАОП ДО разработана предлагаемая Программа, обеспечивающая разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.
Программа разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Комплексно-тематический план организации образовательной деятельности МБДОУ — это планирование по всем направлениям развития ребёнка и образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
Суть плана: выбирается тема, рассчитанная на 2–6 недель. Все формы образовательной работы раскрывают эту тему. Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях. Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т. д.).
Комплексно-тематический план позволяет:
- систематизировать образовательный процесс в ДОУ;
- объединить усилия всех педагогов и специалистов;
- равномерно распределить работу по достижению целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.